Психологическая мастерская
Мы занимаемся развитием души и тела, используя психологические, духовные и телесные методы
7 ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ
человека с детства до зрелости
( На основе периодизации развития Гордона Олпорта)
1. ТЕЛЕСНОЕ Я.
ОЩУЩЕНИЕ СВОЕГО ТЕЛА.
В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания.

2. САМОИДЕНТИЧНОСТЬ (с 1 года)
Самоидентичность — возникает, когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянного важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не осознавать того, что ему холодно, что он устал или что ему нужно в туалет. Так же, как и Эриксон, Олпорт понимал, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

3. САМОУВАЖЕНИЕ (2 -3 года)
Согласно Г. Олпорту, самоуважение — это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком каких-то заданий. Часто родители считают это негативизмом, поскольку ребенок противится почти всем предложениям взрослых, воспринимая их как посягательство на свою целостность и автономность. Олпорт же утверждал, что, если родители сводят на нет стремление ребенка самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство самоуважения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения.

Позже, в возрасте 4 - 5 лет, самоуважение приобретает оттенок СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ, что выражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.

4. ЛЮБОВЬ
Расширение самости.
Начиная с 4-6-летнего возраста ребенок развивается посредством расширения границ самости. По Г. Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «мой». Вместе с этим наблюдаются проявления ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «кукольный домик мой собственный». Моя мама, моя сестра, мой дом, моя собака рассматриваются как составные части «Я», и их необходимо не потерять и охранять, особенно от посягательств другого ребенка.
Любовь - это позитивная связь между людьми. Ребенок начинает чувствовать свою связь с другими людьми и предметами, дорожить этой связью, защищать её.

5. ОБРАЗ СЕБЯ (5 -6 лет)
Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой». Это начало формирования НРАВСТВЕННОСТИ, умение посмотреть на себя со стороны, ОЦЕНИТЬ себя.
Как говорил Г Олпорт: «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии».

6. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. Между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, и ребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7. ПЛАНИРОВАНИЕ и ВЫБОР, ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ
Г. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка — выбор карьеры или других жизненных целей. Подросток знает, что будущее нужно планировать, и в этом смысле он приобретает чувство самости, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — в этом суть этого этапа развития. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание. Как и Эриксон в его концепции эго-идентичности, Олпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» уже сформировались.

Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Г. Олпорт предложил еще один — ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание самого себя представляет собой субъективную сторону «Я», но такую, которая осознает объективное «Я».
1. ТЕЛЕСНОЕ Я
Признаки несформированности ТЕЛЕСНОГО Я (из моего опыта работы).
1. Телесный дискомфорт:
- мышечное напряжение,
- мышечные боли,
- зуд,
- любая поза кажется неудобной,
- нестественные жесты и мимика,
- нарушения осанки.

2. Двигательная неловкость, неуклюжесть, склонность в травмам. Такой человек часто спотыкается, падает.

3. Ощущение, что размеры тела не соответствуют реальным:
- кажется, что тело МЕНЬШЕ, чем на самом деле. Человеку кажется, что люди, которые сильно ниже его, одного с ним роста.
Он не вписывается в дверные проемы, постоянно ударяется.
Взрослому человеку кажется, что ему меньше лет, что он подросток или младший школьник, и его тело слишком большое для него.
- тело ощущается БОЛЬШЕ, толще, чем оно есть.
Девушки при этом могут страдать анорексией, при которой свое уже сильно истощенное тело продолжает восприниматься толстым.
Покупается одежда много большего размера.
- ДИЗМОРФОБИЯ. Отдельные части тела ощущаются слишком большими/маленькими, уродливыми.
Разубедить человека в этом невозможно, измерение размеров и уверения врачей в том, что всё в норме не помогают.

4. Нарушение восприятия внешних и внутренних сенсорных воздействий.
4.1 Повышенная чувствительность:
- непереносимость определённых обычных звуков, запахов, света/темноты, прикосновений.
- боли, неприятные ощущения в различных частях тела, "блуждающие" боли.
4.2 Сниженная чувствительность:
- человек не может понять, что именно он чувствует телесно и эмоционально - что-то неопределённое и очень слабое...

5. Нет понимания своих телесных потребностей: голода, холода, дискомфорта от немытого тела, неудобной одежды.
2. САМОИДЕНТИЧНОСТЬ
Признаки несформированности САМОИДЕНТИЧНОСТИ (из моего опыта работы).
В ИДЕНТИЧНОСТЬ входят:
- имя,
- пол,
- национальность,
- язык,
- семья,
- Родина,
- цивилизация,
- культура,
- религия,
- социальный статус (школьник, студент, пенсионер, трудящийся...)
- профессия,
- идр.
То есть то, что является ответом на вопрос: "КТО Я?"
И при этом собственно идентичность не имеет оценочной характеристики ( Добрый - злой, умный - глупый,...). Оценка относится уже к ОБРАЗУ Я , и формируется после идентичности.

При несфрмированной САМОИДЕНТИЧНОСТИ могут быть следующие признаки.
1. Не нравится свое имя, возникает желание его поменять.
2. Неопределенность половой идентичности или её несоответствие биологическому полу.
3. Человек стесняется своей национальности, отрицает её.
4. При несформированной идентичности у человека нет Родины, он переезжает с места на место, нигде не чувствуя себя своим или чужим.
Он не готов защищать Родину, работать на благо Отечества - так как по ощущению у него этого НЕТ.
5. Не находит своей профессии, всё не нравится или не получается.

3. САМОУВАЖЕНИЕ
Что мы видим у человека благополучно прошедшего этот этап развития?

- Поддерживает свой внешний вид, здоровье, дом в хорошем состоянии.
- Стремление добиваться успеха, максимально реализовать свой потенциал.
- Такой человек в детстве и далее не расстраивается, когда его сравнивают с другими, так как считает себя не хуже, а в чём-то и лучше других.
- Он не мучается от зависти, так как имеет желания соответствующие его возможностям. И вместо зависти стремится достигнуть желаемого.
Завистливый человек считает себя проигравшим и не способным к победе, поэтому ненавидит того, кто его в чем-то обошел.
- Он многое умеет.
- Трудолюбив.
- Успешен в выбранной профессии.
- Ценит свой труд и труд других.
- На работе (и в семье) не пытается свалить на других свои обязанности, но и за других не стремиться сделать их работу.
- Уважающий себя человек не унижает и не оскорбляет других.
- Умеет говорить 'НЕТ"

4. ЛЮБОВЬ
Если этот этап развития не пройден, и способность к ЛЮБВИ не сформирована в полной мере, то:
1. Человек не чувствует, любят ли его, любит ли он. Это касается всех видов отношений.
2. Настойчивое навязывание своего общения и конкретных тем разговора, не обращая внимания на реакцию собеседника.
Например, такой человек может долго рассуждать на интересующую его тему, не обращая внимания на то, что собеседнику она не интересна или даже неприятна.
3. Настойчивое, даже агрессивное или заискивающее, услужливое навязывание своей дружбы. Отчаяние или злость при отказе. ( В основном встречается у детей и подростков)
4. Может быть ещё более тяжёлый вариант - полный отказ от отношений из-за неспособности их начинать и поддерживать. При этом, если человек не страдает тяжёлым психическим расстройством, он может поддерживать формальные отношения (по работе, с родственниками).
5. Доброжелательное внимание к себе (иногда любое внимание) воспринимает как приглашение к романтическим отношениям.
6. Противоречивое отношение к близким отношениям. С одной стороны не переносит одиночества, с другой не переносит постоянного контакта с близким человеком, устает от этого, что часто приводит к разрыву отношений с длительным тяжёлым расставанием.
7. Нет постоянства в отношениях, частые ссоры, обиды, разочарования, расставания. Циклы расставаний и примирений, которые в итоге заканчиваются расставанием - причиной этого является желание быть вместе и одновременно неспособность к долговременным близким отношениям.
При этом стоит отметить, что человек может, не имея способности к любви, быть способным с длительным отношениям, но это уже наличие других качеств.
8. Страстное желание, чтобы другие люди ( особенно близкие) поступали так, как хочет наш "герой". Навязывание другим своей позиции, мнения, образа жизни. Сильно расстраиваются, когда другие не следуют их указаниям.
9. Сложные отношения с деньгами, собственностью.
Такой человек, имея достаточный доход, постоянно испытывает недостаток средств. Не может приобрести свою собственность и не ценит чужую.

ЛЮБОВЬ - это позитивная связь, привязанность к кому-то или чему-то, чем человек дорожит, эта связь его не тяготит, не напрягает, не надоедает, он не устает от неё.
Она является ЕСТЕСТВЕННОЙ.

Made on
Tilda