Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии.
ПОДРОБНЕЕ
Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:
· Испытывает трудности в обучении;
· Отстаёт в развитии;
· Имеются нарушения или задержка речи;
· Занимается у логопеда, а прогресс в занятиях незначительный;
· Не может себя контролировать, импульсивен;
· Гиперактивен или излишне медлителен;
· Слабая память;
· Невнимательность, легкая отвлекаемость и невозможность сосредоточиться;
· Нарушения поведения и социальной адаптации;
· Быстро утомляется.
Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае.
Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).
Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребёнку от 2 до 12 лет.
Почему так важно раннее обращение к нейропсихологу (от 3 до 10 лет)?
До 10 лет мозговые структуры ребёнка только формируются и в этом периоде возможна результативная психологическая коррекция. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения ребёнка, создавшиеся сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребёнка, общую дезадаптацию и будут с трудом поддаваться коррекционной работе.
Нейропсихологическая диагностика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны ребенка, причины трудностей, в том числе школьных, составить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.
Нейропсихологическая диагностика показана, если:
- имеются наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации.
- беременность или/и роды проходили с патологией:
- ребёнок был на искусственном вскармливании.
- ребёнок столкнулся с холодностью и враждебностью матери сразу после рождения.
у ребёнка проявились:
- послеродовая желтуха; дисгармоничность раннего речевого развития; нарушение срока прорезывания или смены зубов; ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания, беспокойный сон; гипо/гипертонус; метеозависимость; укачивание в транспорте, нарушения равновесия;
- быстрая утомляемость или возбудимость; частые «простуды»; аллергия; бронхиальная астма; головные боли; проблемы ЖКТ;
- аутистические проявления или мутизм (отказ разговаривать); навязчивые состояния (навязчивые страхи, навязчивые мысли, навязчивые движения: теребит волосы, дёргает ногами, когда пишет или рисует, грызёт ногти или др.предметы и т.п.); резкие перепады настроения; повышенная тревожность, слезливость, подавленность, другие неадекватные эмоциональные реакции;
- диагноз СДВГ(синдром дефицита внимания с гиперактивностью), сложности школьной адаптации; плохое чтение; постоянно не дочитывает окончания слов или предложений; плохой почерк; обилие грамматических ошибок; трудности счета; непонимание условий задач; «глупые» ошибки «по невнимательности» (пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально); неровная учёба (то 5, то 2); трудности усвоения понятий право/лево; нарушение звукопроизношения;
- неусидчивость; невнимательность; суетливость; трудности контактов со сверстниками; неумение организовать свою деятельность; чрезмерная медлительность; случаи «выпадения» из действительности («ребёнок меня как будто не слышит»);
- неловкость, неуклюжесть, угловатость в движениях;
ребёнок:
- наблюдается/наблюдался у врача-невролога
- получил общий наркоз;
- пишет, рисует левой рукой;
- имел ЧМТ(травмы головы);
Вам особенно необходима консультация нейропсихолога, если:
- В роддоме ребёнку поставили диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС (перинатальное поражение центральной нервной системы);
- До года малыш мало ползал или не ползал вообще, принимал антибиотики;
- Малыш путает день и ночь (нарушение ритмики организма);
- У него «каша во рту», повышенное слюноотделение в процессе речи;
- Не сразу откликается на своё имя;
- В 5-6 лет не может самостоятельно одеться и завязать шнурки;
Что такое нейрокоррекция?
Нейрокоррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.
Комплекс психологических приемов в рамках нейропсихологической коррекции направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др.) и их компенсацию. Нейрокоррекция оказывает помощь, таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития ребенка, приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.
Нейропсихолог Сухина Ирина Сергеевна